О КОМПЕТЕНЦИИ “СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА”
Ускорение темпов мирового общественного развития, кардинальное усложнение всей системы человеческих связей, актуальные изменения в социальной, политической и экономической жизни страны привели к появлению на базе традиционных еще и новых социальных проблем, которые вызывают возрастание у граждан нервно-психологических перегрузок, нарушение их социальных отношений.
Данные тенденции в свою очередь способствовали появлению новой специальности в классификаторе. Должность и общеотраслевая квалификационная характеристика специалиста по социальной работе утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92.
Предоставление профессиональной социальной помощи и защиты населению, обеспечение социального благополучия, гармонизация социальной среды возможно при условии повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Деятельность специалистов по социальной работе соответствует высокому уровню квалификации (6 квалификационный уровень) и реализуется, в первую очередь, в системе социальной защиты и обслуживания населения.
Компетенция Социальная работа предполагает предоставление гражданам социальных услуг и государственной социальной помощи в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Существует большое количество определений понятия «социальная работа», характеризующих социальную работу в узком и широком смыслах. В широком смысле она представляет собой «социальную деятельность общества по обеспечению социализации человека». Главная ее цель – достижение благополучия индивида и общества, гуманизация взаимоотношений индивида и общества, сопряжение их интересов, создание условий для их всестороннего развития. Исходя из узкого подхода к социальной работе – это особый вид деятельности, связанный с оказанием помощи и поддержки лицам пожилого возраста, инвалидам, различным категориям семей и детей (в том числе детям-инвалидам, участникам СВО и их семьям), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении.
Технология социальной работы — это непосредственные практические действия, основанные на научном подходе, по оказанию помощи отдельному человеку или группе людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, с которыми они не в состоянии справиться самостоятельно и нуждающихся в помощи. Поэтому наряду с понятием «технология» правомерно использовать понятие «практика» решения социальных проблем. Особенность любых социальных технологий состоит в том, что каждый человек, семья или группа людей, нуждающиеся в помощи, имеют специфические потребности, нужды, интересы, поэтому для их реализации необходим индивидуальный подход. Но профессиональная социальная работа характеризуется наличием определенных приемов, методов, способов, последовательностью их применения в процессе помощи. Их специфические проблемы могут разрешаться неспецифическими, то есть наиболее типичными способами.
Социальная работа как технологический процесс имеет определенную структуру, в которую входит алгоритм действий, то есть предписание относительно последовательности действий, собственно действия, направленных на достижения поставленной цели, и применяемый инструментарий.
Социальная работа со случаем (одна из базовых технологий социальной работы) включает изучение ситуации клиента, испытывающего трудности социального функционирования, и систему оказания помощи. Характеризуется как процесс, предполагающий определенную последовательность действий и системный подход к ситуации отдельного человека или группы людей (семьям), оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Работа со случаем основана на психосоциальных, поведенческих и системных концепциях, определенных методологических и этических принципах и ценностях, помогающих справиться с психологическими, социально-психологическими, социально-экономическими проблемами и проблемами развития.
В России социальная работа как профессия участвует в рынке труда более четверти века и сформировалась как система помогающих профессий. Рынок социальных услуг рассчитан на долгий срок с перспективой на прирост данных услуг. Данный процесс затрагивает проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов, участников СВО и их семей), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обуславливающие нуждаемость в социальном обслуживании. Условием развития рынка труда и рынка услуг становится активизация, пробуждение новых потребностей в новых услугах, которые связаны с запросом на квалифицированные кадры на рынке труда.
Профессии, связанные с социальной работой реализуются, в первую очередь, в системе социальной защиты и обслуживания населения, но и востребованы в государственных органах управления на различных уровнях власти, в государственных и негосударственных организациях, учреждениях сферы здравоохранения и образования, юстиции и внутренних дел, обороны и МЧС, в профильных подразделениях производственных организаций, в структурах социально-ориентированного бизнеса и общественных организациях.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС):
39.02.01 Социальная работа (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 26 августа 2022г. N 773, зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 22.09.2022, №70279).
П40.02.04 «Юриспруденция», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27октября 2023 г. № 798
Профессиональные стандарты:
Профессиональный стандарт “Специалист по социальной работе” (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18.06.2020, №351н; зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 15.07.2020, №58959)
Профессиональный стандарт “Социальный работник” (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18.06.2020, №354н; зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 20.07.2020, №59014)
Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) (2021)
Нормативные правовые документы
Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
181-ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 28.12.2022) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012
442-ФЗ от 28.12.2013 (ред. от 28.12.2022) “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”
“Семейный кодекс Российской Федерации” от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022)
«Гражданский кодекс Российской Федерации» 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
120-ФЗ от 24.06.1999 (ред. от 21.11.2022) “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
“Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24.07.1998
178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи»
400-ФЗ “О страховых пенсиях” от 28.12.2013
ГОСТ Р 52143— 2021 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 53058 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста
ГОСТ Р 52885 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье
ГОСТ Р 53059 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам
Виды деятельности/трудовые функции
№ п/п | Виды деятельности/трудовые функции |
---|---|
1 | Определение индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании |
2 | Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг |
3 | Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании |
4 | Планирование, организация и контроль деятельности подразделения по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании |
5 | Контроль реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг |
6 | Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
7 | Развитие и повышение эффективности социального обслуживания |